Сделанное Геннадием Батыгиным будет долго жить в Российской социологии.
Борис Докторов
(публикуется с разрешения автора)
Десять лет назад, 1 июня 2003 года, получив сообщение о смерти Геннадия Семеновича Батыгина (1951-2003), я написал, что он многое сделал и очень многое мог бы еще сделать [1]. Очерченное им исследовательское пространство открывало перспективы для глубоких, многоаспектных поисков, а его эрудиция и работоспособность давали основание надеяться на последующие успехи его научной деятельности.
Сегодня Батыгину было бы лишь 62 года. Каждый скажет, для исследователя-обществоведа, гуманитария – это не время подведения итогов, но лишь период обобщения накопленного опыта. В этом возрасте ученые, как правило, полны планов и ощущают в себе силы для решения по-настоящему важных и сложных проблем. К сожалению, в данном случае эта обыденность оказалась нарушенной. Жизнь Батыгина, а значит и его био-графия завершились. Началась его постбиография, которая, можно предположить, будет долгой и насыщенной.
Рисунок жизни Батыгина – прост; он изложен им в биографическом интервью, сделанном незадолго до его смерти [2]. Отец – строевой офицер с врожденным еврейским почитанием книжности, ни о какой военной карьере не могло быть и речи. Существовала так называемая ситуация «перекрестного давления»: местечковый еврей, не имеющий шансов на образование и повышение по службе, но преданный казарме и плацу. Мать — из Архангельска, из поморов; в лихие годы ее семья лишилась всего хозяйства, но ссылать их было некуда, они жили на Белом море.
Годы детства и взросления Батыгина прошли в военных городках: запах стираных гимнастерок и гуталина, фуражки, ремни, сапоги... заваленные снегом финские домики где-то в саратовских степях, развод караула и военный оркестр — запомнившиеся ему детские впечатления. У него рано обнаружилась сердечная недостаточность. Он часто болел и пристрастился к чтению и размышлениям. Затем – стремление узнать, понять устройство мира, еще в школьные годы знакомство с философской литературой. В 1969 году, со второй попытки, Батыгин поступил на философский факультет МГУ, в 1974 году он закончил его с «красным диплом». Его должны были призвать на срочную военную службу, и он был готов к этому, но обнаружилось, что выпускники философского факультета тогда не были нужны вооруженным силам. После долгих поисков работы он случайно пришел в Институт социологических исследований (ИСИ) Академии наук СССР. Здесь его не спросили ни о партийности, ни о рекомендации в аспирантуру, которой у него и не было. Слово «социология» для него было внове. В очную аспирантуру он не поступил, конкурс был слишком большой, стал заочником. Зачислили его лаборантом на временную ставку, и начал он «работать как сумасшедший, сутками». Через полгода его приняли на постоянную работу лаборантом, а через год после сдачи кандидатских экзаменов перевели на должность младшего научного сотрудника. В 26 лет он – кандидат наук, в 36 – доктор и вскоре профессор. Он менее чем на год уходил из ИСИ, но потом вернулся, так что вся его научная деятельность протекала в стенах этой организации.
Круг исследовательских интересов Батыгина включал большой набор различных по содержанию проблем социологии, связанных прежде всего с поисками методов познания и описания мира социальных отношений. Его прекрасная философская подготовка и многие годы работы с эмпирическими данными позволяли ему с высокой степенью компетентности обсуждать и сложные теоретические вопросы социологического измерения, и инструментальные приемы. В 1986 году вышла его книга «Обоснование научного вывода в прикладной социологии», которая и сейчас, почти три десятилетия спустя, активно используется при обучении будущих социологов [3].
В конце 1970-х Батыгин начал работать в единственном тогда в СССР социологическом журнале «Социологические исследования» и вскоре стал одной из ключевых фигур в определении редакционной политики этого издания. В 1994 году он создал «Социологический журнал», быстро завоевавший признание в социологическом цехе. Батыгин многие годы серьезно занимался преподаванием социологии, он был профессором Российского университета дружбы народов и деканом факультета социологии Московской высшей школы социальных и экономических наук. Под его руководством защищено около трех десятков кандидатских диссертаций.
Батыгин не только быстро стал лидером своего профессионального поколения, но к нему с уважением и дружескими чувствами относились его старшие коллеги. Очень нечастая ситуация. Один из наиболее авторитетных российских социологов В.А. Ядов, собрав сильный коллектив авторов для работы над фундаментальным томом «Социология в России» [4], доверил Батыгину, возможно, самому молодому в той команде, написать первую и крайне сложную главу о российской социологической традиции.
У меня есть основания допускать, что сделанное Батыгиным будет долго жить в российской социологической науке, в частности потому, что он одним из первых начал углубленно исследовать её прошлое и оказался первопроходцем в изучении биографий исследователей, причастных к созданию нашей науки. Не сделай он этого в то время, сегодня мы представляли бы становление постхрущевской российской социологии значительно более поверхностно, схематично. А возможно, многое просто было бы потеряно. Задумаемся, в книге, изданной под редакцией Батыгина в конце прошлого столетия [5], представлено 25 автобиографических интервью и рассказов социологов первых поколений. Сегодня из них лишь треть жива и продолжает работать. Ценность этой книги велика уже и сейчас, и она будет расти. Книга позволяет нам и всем будущим поколениям социологов получить из первых рук информацию о зарождении современной советской/российской социологии.
Во второй половине 1980-х и начале 90-х мы часто встречались с Батыгиным и обсуждали многие интересовавшие нас вопросы логики социологических исследований. Он в то время работал в архивах, но я не занимался тогда анализом прошлого российской социологической науки, соответственно, мы не говорили на эту тему. Затем наши встречи прекратились из-за моего отъезда в Америку, таким образом, я «пропустил» период его углубления в историко-социологическую проблематику. Однако одно ясно, долгие годы зная Батыгина и учитывая его тщательность и ответственность в выборе исследовательской тематики, я не могу допустить, что его обращение к истории нашей науки было случайным или было спровоцировано внешними обстоятельствами. Вторая половина 1990-х открывала перед исследователями – особенно молодыми – множество проблем, которые порождались особенностями перехода российского общества от одной системы социальных отношений к другой. Батыгин в те годы опубликовал серию злободневных публицистических статей в «Литературной газете» и других популярных изданиях.
Не менее захватывающими были и вопросы, возникавшие перед социологами-теоретиками в связи с отходом от марксизма и необходимостью выработки новых макротеоретических подходов к изучению новой российской реальности. Этим темам Батыгин также уделял немалое внимание [6]. Но в силу каких причин он решил сконцентрироваться на исследовании прошлого?
Конечно же, существовало множество причин, но среди главных, наверное, были и такие. Прежде всего, Батыгин многие годы стремился к исследованиям, которые дают ученому подлинную свободу в творчестве. И второе, как это ни парадоксально звучит, изучение прошлого вполне обоснованно могло рассматриваться Батыгиным в качестве в высшей степени актуальной темы. Тогда представители разных обществоведческих наук стремились к поиску ответа на вопрос: «Куда идет Россия?» К этому типу относится и вопрос: «Куда идет российская социология?», ответ на который во многом зависит от знания процесса ее становления.
Прошло десять лет с момента смерти Геннадия Батыгина. Но своими работами он безусловно участвует в развитии российской социологии. И долго будет участвовать...
Ссылки
2. Батыгин Г.С. «Никакого другого пути я даже помыслить не мог...» // Социологический журнал. 2003. № 2. С. 132–167.
Ремесло Геннадия Батыгина
Л. А. Козлова
Из материала "К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ БАТЫГИНА ГЕННАДИЯ СЕМЕНОВИЧА", журнал "Телескоп", 2011, N 1, стр. 12-19 (печатается с разрешения автора)
Геннадий Семенович Батыгин ушел из жизни, не завершив многих своих планов. Но сделанное им уже стало важной частью отечественной социологии и наверняка не потеряет своего значения в будущем.
Речь, прежде всего, идет о главных областях его интересов — методологии социологического исследования и истории (историографии) российской/советской социологии. Г.С. Батыгин оказался на переломе «эпох» в нашей науке и у истоков новых проблем, в формулировании которых принял участие. Я имею в виду два события: во-первых, появление его концепции историографии советской социологии, основанной на идее преемственности, и, во-вторых, заострение проблем применения качественных методов в российской социологии, что расширило дискуссию о методах и способствовало ее выходу на более профессиональный уровень. Если проблемы и не были разрешены, то, определенно, они были поставлены. Здесь неуместно вникать в научные детали, целесообразнее рассказать о самом Г.С. Батыгине и его работе в этих направлениях. А главное, затронуть те моменты, которые оказались не вполне известными коллегам и могут их заинтересовать или которые вызывают у них противоречивые суждения. Не исключая других, возможно, более точных интерпретаций, я выскажу свое мнение.
Вначале — о причинах интереса к истории советской социологии, который сполна проявлялся в работе Батыгина в течение последних пятнадцати лет его жизни, не будучи популярным среди социологов.
Я думаю, что этот интерес Батыгина, — прежде всего, продолжение его исследований по методологии социологии. Так сложилось, что изучение методологии всегда завязано на западную социологическую мысль, но процесс изучения порождал законный вопрос: как же развивалась методология советской социологии и какую роль в ней сыграло господство марксизма? Вопрос, неизбежно выводящий на исторические исследования. Обозначилась тематика, связанная с историей идей и реконструкцией общественной мысли, а вслед за нею возник и интерес Геннадия Семеновича.
Другая причина — неудовлетворенность существующей историографией российской/советской социологии. По мнению Батыгина, ее слабым местом была опора на официальные, формальные источники, которых было явно недостаточно для восстановления реальной картины. В результате период 1940‑1950-х гг. стал «молчащим» в истории социологии. Стремясь к тому, чтобы он «заговорил», Батыгин начал интенсивно исследовать архивы, а также собирать профессионально-биографические воспоминания социологов старшего поколения. В результате появился абрис его историографической концепции российской/советской социологии. Она не была звершена, предполагалось работать дальше над ее проверкой и детализацией.
В качестве еще одной причины батыгинского интереса к прошлому российской социологии я назову его исследовательский стиль, широкий гуманитарный взгляд на изучаемый предмет, междисциплинарность анализа. Особое место отводилось литературе, языкознанию и истории. Очень точно, образно об историческом видении Батыгина написала Ревекка Марковна Фрумкина: «Геннадий Батыгин принадлежал к тем немногим людям, которые обладают чувством истории, т. е. не просто осознают умом важность исторического знания, но как бы физически слышат глагол времен». И далее главное: Батыгин обладал «способностью видеть явление как момент в потоке истории» [12]. События, факты, люди, принадлежавшие прошлому российской социологии, — «моменты в потоке истории». Обращение к этому прошлому было необходимо ему для того, чтобы понять, что происходит в российской социологии сейчас и что будет позже. Его привлекала связь времен, и он стремился восстановить ее в истории социологии. Прав Борис Максимович Фирсов, заметивший, что Батыгиным в изучении российской истории — ее людей и идей — двигала «профессиональная солидарность, стремление к единению»…
В последние годы в нашей науке обсуждается вопрос о непрерывности или прерывности отечественной социологической традиции. Идею непрерывности, которая противоречила принятой в историографии российской социологии точке зрения, выдвинул Батыгин. Эта идея и по сей день обсуждается, имея противников и сторонников. Он считал российскую социологию непрерывной и преемственной в той мере, в какой она соответствовала марксистско-ленинской традиции в общественных науках — начиная с конца ХIХ века, когда появились первые работы В.И. Ленина, определявшие «научный метод в социологии», и по настоящее время.
Точнее было бы говорить, что Батыгин рассматривал российскую социологию, — естественно, в определенной ее части, — как неотъемлемую составляющую советского марксизма. При этом он считал, что социология в России — это не только научное знание, мировоззрение, но и часть проекта, направленного на преобразование общества. По его мнению, эта наука с самого начала строилась на началах, определявшихся политическими силами и интересами. Взаимосвязь российской социологии с идеологическими структурами никогда не прекращалась — даже в период, который принято считать разрывом в ее истории — 1940-е – конец 1950-х гг. Об этом времени Батыгин написал ряд статей, основанных на архивных документах. В них рассматриваются факты из истории отдельных людей, групп и институций, отражающие идеологические коллизии, групповые конфликты. Многое из того времени впоследствии было «отредактировано» сталинскими историками и забыто. Идея Батыгина о преемственном характере российской социологии родилась, прежде всего, из его несогласия с распространенной в историографии точкой зрения о запрещении российской социологии, о ее «репрессированности» (подобно генетике или кибернетике), чего на самом деле не было, а также исследовательского интереса глубже и неформальнее изучить этот период. По сути, российская социология 1940‑1950-х гг. оказалась репрессированной лишь в историографии, где ей фактически не нашлось места. Для меня также очевидно, что Батыгин ставил задачу содействовать восстановлению этого периода в исторической памяти, чтобы последующие поколения не считали его временем «тотального мрака и лжи», чтобы стало известно о работе людей, которую не следует считать напрасной.
Реконструкция истории под силу только большим коллективам. Поэтому программу, которую выполнял Г.С. Батыгин со своей небольшой научной группой, нельзя считать завершенной. Проект только начинался. Уже в последние годы жизни у его руководителя стало меньше возможностей заниматься историей, сидеть в архивах и т. п., что требует огромного времени и отречения от других занятий. Но, уверена, к этой работе он обязательно возвращался бы. Сейчас для его сотрудников ситуация не стала легче, так что проект можно считать приостановленным, если не брать во внимание продолжающуюся работу по истории и социологии постсоветской социологии.
Не следует понимать так, будто Батыгин усматривал прямую «механическую» связь между идеями, которых в 1950‑1960-е гг. придерживались социальные философы, и работой российских социологов — хотя бы уже потому, что первые дебатировали о теоретических основаниях социологии, а вторые занялись освоением методов конкретных социологических исследований и самими исследованиями. Но, тем не менее, российская социология тогда основывалась на идеях исторического материализма и шла в фарватере «направляющей линии партии», иногда послушно ложась на «курс», иногда пытаясь его откорректировать, как социологи старшего поколения, ныне называемые «шестидесятниками». Связь социологии с идеологией Батыгин показал в серии статей 1990-х годов, посвященных эпизодам истории российского обществоведения 1940‑1960-х гг. и, пожалуй, самой основательной на эту тему — «Преемственность российской социологической традиции», — опубликованной во втором издании «Социологии в России» [4]. Ценнейшая информация о социологии 1960-х гг. содержится в сборнике профессиональных биографий социологов старшего поколения, изданном под редакцией Батыгина [11].
Резюмируя, я могла бы сказать, что концепцию преемственности российской социологии, как и саму ее историю в целом, Батыгин связывал не с узкопрофессиональным, а с более широким — социально-философским, идеологическим и культурологическим контекстом, рассматривая социологию как часть духовной и практической жизни общества, его самоосмысление. Он подчеркивал, что российская социология никогда не замыкалась в академических рамках. Вот почему о преемственности в ней как о непосредственном «рукоположении» — то есть прямой передаче опыта и знаний от социолога к социологу через обучение, чтение работ, совместные исследования — речь вести нельзя. И нельзя отвлечься от более широкого общественного контекста, лежащего вне науки.
Процитирую высказывание А.Г. Здравомыслова (активно разрабатывавшего вопросы истории отечественной социологии) из его последней книги «Социология: теория, история, практика». Эта цитата свидетельствует о близости точек зрения Здравомыслова и Батыгина. Андрей Григорьевич пишет: «Анализируя материалы этой дискуссии [о преемственности или прерывности российской социологии. — Л.К.], а также обращаясь к рассмотрению многообразия социологических направлений в современной российской социологии, автор данной книги пришел к выводу о том, что вторая позиция, представленная Батыгиным, более конструктивна хотя бы потому, что она дает возможность глубже понять значение советского периода в становлении социологии… Разрывы в преемственности социологии в России обусловлены прежде всего политическими причинами, а процесс преемственности осуществляется благодаря сохранению и воспроизводству культурного капитала [выделено мной. — Л.К.]. В таком понимании преемственность — весьма сложный процесс, который не всегда может быть зафиксирован эмпирически… Преемственность в этом случае понимается как восприятие прошлых научных идей в их историческом, научном и культурном контексте, как выявление смыслов пережитых теоретических конструкций для современности. Таким образом, так же как и в искусстве, обеспечивается селекция определенного круга идей, авторов, произведений и выход их за пределы хронологических рамок» [10, с. 107]. Сказанное Здравомысловым уточняет позиции Батыгина.
Другой сюжет, порождающий противоречивые суждения, на котором я бы хотела остановиться, — это отношение Батыгина к качественной методологии. Бытует мнение, что он относился к ней отрицательно, был «антикачественником».
Подобные суждения представляются мне в корне неверными. Батыгин, профессионально занимаясь методологией социологического исследования, глубоко изучал возможности всех методов, существующих в нашей и смежных с ней науках. Я бы сказала, что его подход к исследованию социологических данных по стилю и широте был более «качественническим», чем у иных социологов, считающих себя «качественниками». Заблуждение, о котором я говорю, основано на критических оценках, которые Геннадий Семенович высказывал — на ученых советах, защитах диссертаций, в личных обсуждениях — в адрес «качественных» исследований, которые наши социологи стали активно проводить в 1990-е годы, когда произошло их первое знакомство с новой методологией, пришедшей к нам вместе с западными источниками и возможностью выезжать за границу.
Во времена первоначального увлечения российских социологов качественной методологией Батыгин большое внимание уделял критике ее неудачных применений, чем и снискал славу «антикачественника». Другая причина — поверхностное чтение методологических работ Батыгина. При внимательном ознакомении с ними, мы не найдем и следа неприятия им качественной методологии как таковой. Мы также увидим, что в деятельности социолога, какие бы методы тот ни применял, Батыгин усматривал значительный интерпретационный компонент, без которого не может обойтись профессиональный анализ эмпирических данных (доказательству этого посвящена фактически целиком его первая книга «Обоснование научного вывода в прикладной социологии», 1986 [1]; особенно интересна в этой связи глава третья «Социальные факты: объяснение, понимание, интерпретация»). Сошлюсь на его собственное высказывание: «Основная идея работы… заключалась в том, что данные и значения, формируемые в полевых исследованиях, прежде всего данные опросов, …формируются самими интерпретационными схемами либо когнитивными инструментами замеров… Я увидел, что такой точной регистрации [значения признаков. — Л.К.] недостаточно. Есть еще специфические смещения релевантностей» [8, с. 153‑154].
Не случайно пристальное внимание Батыгина привлекало творчество Чикагской школы (сохранилось много конспектов и переводов социологов-чикагцев, которые он делал для себя) и Пауля Лазарсфельда, о котором написана прекрасная статья «Ремесло Пауля Лазарсфельда: введение в его научную биографию» [2]). И те и другой в своей работе совмещали оба типа методологий. Кстати, это не помешало в истории социологии чикагцев относить к качественной традиции (как известно, из этой школы впоследствии вышли символический интеракционизм Г. Блумера, человеческая экология Э. Хоули, интерпретативная экология институтов Э. Хьюза, социальная антропология У. Уорнера, во многом — теория фреймов И. Гофмана и т. д.), а П. Лазарсфельда — чаще всего к позитивистской.
За отрицание Батыгиным качественной методологии некоторые социологи принимали его методологический критицизм, связанный с трудным освоением у нас этого направления, напоминавшим арену идеологической борьбы. На самом деле Батыгин понимал методологию как широкое поле деятельности, связанное не с доктринами и идеологиями, а лишь с научной целесообразностью и попытками объяснить устойчивые зависимости в поведении людей.
Об этом говорит жесткое выступление Батыгина против разделения методов или связанной с ним дилеммы. Он считал, что основания для разделения качественной и количественной методологий, граница между которыми полностью проницаема, обычно имеет вненаучный характер. Вокруг названной дилеммы в среде наших социологов развернулась так называемая «Q/Q-дискуссия», поутихшая к концу 2000-х годов. Чтобы убедиться в том, что Батыгин относился к ней как к идеологически надуманной, достаточно прочитать статью «Миф о “качественной социологии”» [3]. Приведу одну цитату: «“Q/Q”-дискуссия не может быть понята и исторически верно реконструирована без упоминавшихся отсылок к контекстам, интересам и идеологиям. …Следует понять, почему различные исследовательские “практики” и проблемы в одних случаях тематизируются как “качественные”, в других — как “количественные”. Почему какие-то, зачастую весьма старые, дилеммы социологии или социологические перспективы — например, “структура” и “действие” либо “социальная наука” и “социальная политика” — вновь используются как аргументы и альтернативы в дискуссии о “качественном” и “количественном”? Почему, наконец, следует выбирать между “количественным” и “качественным”, как если бы это был выбор между действительно различимыми возможностями? [3, с. 32]. Кстати, одну из самых больших заслуг П. Лазарсфельда Батыгин видел в том, что своим «ремеслом» он дал возможность отличать общественно-политические доктрины, идеологии от методологий объяснения устойчивых зависимостей в социальной жизни людей.
Поводом считать Батыгина противником качественной методологии, как мне представляется, было и его неприятие критики, порой воинственной, в адрес классических методов, которая поступала из лагеря социологов, считавших себя «качественниками». Истоки ее — в социологических работах известных западных социологов (А. Сикурела, Н. Дензина, П. Аткинсона и др.). Но подобная критика становилась особенно нелицеприятной в устах российских «неофитов», принявших качественную методологию как моду, как «облегченную» методологию, освобождавшую от бремени трудоемких и дорогостоящих массовых опросов. Одновременно они же сами и профанировали этот тип методологии. По сути, в постсоветское время появилась часть социологов вовсе без методов: прежние они отвергли, а новые не освоили. Утверждение новой методологии на нашей почве часто сопровождалось не то что вполне оправданной критикой недостатков количественных методов, но отрицанием правомерности последних. При этом сами качественные методы нередко использовались без видимой постановки задач, описания процедур и обоснования результатов, тем самым становясь псевдометодами или декларациями. (Я помню период в 1990-е годы, когда в «Социологический журнал» поступали статьи, представлявшие собой набор выдержек из глубинных интервью, не обрамленных какими-либо пояснениями авторов.) Вот это не могло не вызывать протеста у профессиональных методологов. Г.С. Батыгин выступал против такого «ясновидения» и «социологического писательства», против социологии «“глубоко-мысленной”, порождающей ответы без всяких вопросов». Он придерживался того принципа, что научность начинается там, где знание становится процедурно воспроизводимым и, следовательно, универсальным.
Приведу еще одну красноречивую цитату из «Мифа о качественной социологии», в которой хорошо показана суть отношения Батыгина к качественным методам. Цитата включает и высказывание В.А. Ядова, с которым Батыгин соглашается, но в конце не удерживается от иронии, указывающей на уязвимость этой методологии в неопытных руках. «В принципе, нормальная социологическая наука не отвергает “качественную” методологию при условии, что эталон нормальности задан “жесткой” методологией. В этом отношении конструктивным представляется резюме В.А. Ядова: “Кто не чувствует себя ‘на коне’ в классических методах исследования, тот вряд ли достигнет успеха в использовании гибких приемов. Просто потому, что будет введен в заблуждение их как бы ‘нетребовательностью’ к математико-статистическим и жестко формализованным процедурам, каковые, несомненно, остаются базисом достоверного научного знания. Правильный подход, следовательно, заключается в том, чтобы разумно использовать разные стратегии исследования и знать пределы разумных допущений в каждом случае”. Легко сказать: знать пределы разумных допущений! Гибкие приемы на то и существуют, чтобы устанавливать пределы там, где хочется» [3, с. 39].
Наиболее поздним интересом Г.С. Батыгина из области качественной методологии стал анализ языка социологии и общественного дискурса [например, 6]. Он, в частности, думал над методологией анализа автобиографических интервью социологов [5], исследовал концептосферу советского «коммунизма» [7]. По мнению Батыгина, «язык, обеспечивавший легитимацию социальных порядков и обоснование грандиозного проекта переустройства жизни, не был фальшивым языком пропаганды, навязываемым “сверху”, а представлял собой результат интенсивной творческой работы как “властителей дум” (советских интеллектуалов), так и массового сознания» [7, с. 61]. Таким образом, в анализе языка и дискурса Батыгин усматривал средства для исследования не только научных, но и социально значимых идей и феноменов.
В заключение добавлю, что Батыгин был инициатором и участником издания переводов Ирвинга Гофмана [9] и Альфреда Шютца [13] (также при поддержке Фонда «Общественное мнение» он планировал и другие переводы, например Г. Гарфинкеля, но не успел их осуществить). Им впервые выполнен масштабный проект по биографическому исследованию российских социологов и выпущена известная книга о социологии 60-х годов [11]. Что это, если не почтительное отношение к качественной «качественной методологии»?
Геннадий Семенович часто сетовал на недостаток своих знаний в области математики и филологии, считая их очень важными для социологического ремесла. Но профессиональное владение этим «рискованным ремеслом» он скорее связывал с дарованием, позволяющим понимать «несказанные смыслы социологической работы».
ЛИТЕРАТУРА
- Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986. ↑
- Батыгин Г.С. Ремесло Пауля Лазарсфельда: введение в его научную биографию // Вестник АН СССР. 1990. № 8. С. 94‑108.
- Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о “качественной социологии” // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28‑42.
- Батыгин Г.С. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. ↑
- Батыгин Г.С. Карьера, этос и научная биография: к семантике автобиографического нарратива // Ведомости Тюменского государственного нефтегазового университета: Вып. 20. Моральный выбор / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень, 2002.
- Батыгин Г.С. Тематический репертуар и язык социальных наук // Россия трансформирующаяся / Рос. акад. наук; Под ред. Л.М. Дробижевой. М.: Academia, 2002.
- Батыгин Г.С., Рассохина М.В. Семантический коллапс «коммунизма»: дискурс о будущем в журнале «Новый мир», 1950-е годы // Человек. 2002. № 6.
- Батыгин Г.С. «Никакого другого пути я даже помыслить не мог…» // Социологический журнал. 2003. № 2.
- Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / Пер. с англ.: Под. ред. Г.С. Батыгина, Л.А. Козловой. М.: Институт социологии РАН, 2004.
- Здравомыслов А.Г. Социология: теория, история, практика / А.Г. Здравомыслов; [отв. ред. Н.И. Лапин]; Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2008.
- Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах / Отв. ред. и авт. предисл. Г.С. Батыгин; Ред.-сост. С.Ф. Ярмолюк. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999. ↑
- Фрумкина Р. Наука и жизнь в зеркале «устной истории» // Русский журнал. 2003. ↑
- Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменологической социологии / Шютц Альфред; Сост. А.Я. Алхасов; Пер.с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Науч. ред. пер., предисл. Г.С. Батыгин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.
Студенческий фольклор
Забавные фразы из лекций в Шанинке с Неофициальной страницы студентов факультета социологии МВШСЭН
19 февраля 2002 г. в МВШСЭН прошло празднование дня рождения Г.С. Батыгина. Студенты-социологи сделали в его честь стенгазету. Одна из иллюстраций из этой газеты (см. выше). Также были опубликованы результаты шуточного социологического опроса о Батыгине (*.doc).
* * *
2001-2002 уч. год:
Записки на полях с лекций по "Методология социологического исследования":
Сингулярности молчат (прим. из книги "Лекции по методологии социологических исследований")
Мне кажется, что мир здравого смысла создает мир знания превращенного .
"Бог не выдаст - свинья не съест". Это один из моих знаменитых афоризмов. Второй из них следующий: "Было бы корыто - свинья найдется".
Некоторые из нас научные сотрудники, и мы знаем, что самое трудное в нашем ремесле — не отстаивать свое "мнение" (у нас мнения вообще не должно быть), а привести все аргументы против всех, в том числе против самого себя.
Сумеречное состояние души, переходящее в маниакальный синдром... (извиняясь)
Анкета в 300 вопросов - монстр, она может захлопать крыльями, но не полетит. В поле такие монстры не летают.
Я бы хотел вам навязать тезис... (рассказывая о той или иной теории)
Язык представляет собой немыслимую биологическую машину...
Я немножко смутно припоминаю...
Эта метафора, которая приняла вид аллюзии...
Для социолога - так называемого гуманитария...
Человек вообще не представляет для нас интерес, мы даже не знаем жив он или нет. Он для нас информант, и никакой его духовный, внутренний мир нас не интересует.
Никаких результатов тут не предвидится... (начиная курс по редактированию и стилистике)
И что? И ничего!
Редактор умирает в авторе...
Сакрально-когнитивный институт заведующих...
Язык вступил в неформальные отношения с узусом по причине внешней бедности...
Мужики тоже поняли, что произошла настоящая реификация. Это и есть настоящий Дюркгейм (об эпизоде из повести А.С. Пушкина "Дубровский")
Как эта машина летает в поле?
Оказывается, грустный мужик протокольного вида 37-40 лет лучше подходит для проведения социологических опросов. Именно поэтому Гэллап не принимает на работу красивых девушек.
Филологи говорят, что это не моего ума дело. Я согласен, что не моего.
Вернемся к нашей недостаточности.
Птеродактили - такие птицы, которые не могут гоняться за грантами.
Елочки сильнее лапок (о разных типах кавычек).
Воспримите как мое политическое завещание: нельзя говорить "реальная действительность".
Дуэль в "Евгении Онегине" нельзя было предовратить, потому что работали тексты Ленского и Зарецкого.
Борясь с солнечным светом, проникающим через жалюзи аудитории: От солнца никуда не деться. Пусть торжествует тьма!
Я не знаю, что отвращает меня от этого старого русского слова "самость".
Как кот вокруг горячей каши, ходит Рогозин...
Микросоциология ничем не отличается от макро-.
Вам понятно, а нам нет.
Живые люди - это просто иллюзия.
Я сейчас перечислю темы, а потом мы в них усомнимся... Что делать?
Это было установлено качественным методом, который ни на что не годен.
Marine - это не женское имя, это военные моряки.
Образец нарциссообразного эпатажа.
Surveyed to death.
Ну, чтоб я это знал (с одесским акцентом).
Любой танец - преодоление тяготения.
Давайте, я вам навяжу одну умную мысль, которая мне кажется значимой...
Давайте я навяжу вам одну умную мысль, которая мне кажется занимательной.
Давайте, чтобы не входить в эту темную проблему...
Это моя выдумка, поэтому не принимайте ее всерьез.
Я фломастером намазал на стене буквы.
Обнаружил, что расстояние с другом не очень близкое (о результатах применения семантического дифференциала).
* * *
2002-2003 уч. год:
- Переводы перепутаны немного: в одном одна строка нравится, в другом - другая.
- В жизни всегда все можно объяснить. Даже бред. Но как создается научный отчет объяснить нельзя.
- Задать вопрос о поле оскорбительно.
- Классификация животных по Борхесу, вытащенная на свет Фуко, очень напоминает классификацию инструментов социологов.
- Wording включает в себя работу фэйса.
-Эмпирия нам очень мешает!
- Пифагор зашел на Предвечный сайт.
- Разрешите принять участие в дискуссии в качестве старого птеродактиля.
- Ползучий позитивист:
- Вот тут где-то плавают физики, химики: Они что-то думают.
- Мне не стыдно за эту статью. В своем идиотизме она очаровательна.
- Какой-то дикий научный сотрудник носится по всей карте науки!
- Этот человек думает, что он социолог: Правильно, пусть думает.
- Философ из пяти букв, но не Маркс (О Ницше)
- Если дух веет где хочет, то и эпистема может воплощать себя где угодно
- Если мы беремся изучать Geistwissenschaften, для этого не обязательно быть человеком
- Удивительно, что бесконечное повторение одного и того же может казаться оригинальным. Мне самому.
- Смысл жизни в том, чтобы избавиться от амбивалентности. Ну нельзя быть богатым негром!
- Здесь нет логики. Зато есть ссылка на Линда.
- Господи, что я написал?! Пора лечиться электричеством.
- Они знаю не только, кто написал статью, но и то, кто на самом деле ее написал.
- Синдром стареющего научного сотрудника: он резко глупеет и одновременно выглядит величественным.
- За соответствие высказывания факту идти на костер не стоит.
- Весь русский язык может быть сведен к трем языковым примитивам: судьба, тоска, дорога.
- На каждого эпистемолога найдется свой антрополог.
- Внешний вид, который иногда принимают умные люди - это вид стигмы.
- В своей книжке Гофман забыл об этом упомянуть. Но подсказать ему, к сожалению, нельзя. Он умер.
* * *
Ко дню рождения Г.С. Батыгина, 19 февраля 2003 г.
Прогулки с Чеховым
Телеграмма от Роберта К. Мертона
- Скажите, Мертон, ведь недаром
В печать книжица "Соц. журнала",
Батыгиным сдана?
- Да, есть же люди в наше время,
Ученые - святое племя,
Великие умы".
Телеграмма от М.Ю. Лермонтова
Недаром помнит вся Россия
про День Батыгина!
И крепко ему руку жмет,
Настойчиво желает процветаний,
И вдохновений творческих, мечтаний,
И руку продолжает жать,
Здоровья и удач желать,
Но все же руку отпускает,
И рюмку следом наливает.
Телеграмма от А.С. Пушкина
Средь суеты научных бурь
Храните гордое терпение,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Батыгин, верь - взойдет она
Звезда пленительного счастья
Soc. science вспрянет ото сна,
Но на фронтоне ИС РАНа
Напишут ль наши имена?
Разное
В.И. Ленин о "Социологическом журнале": Лазарсфельд, Поппер и Мертон разбудили Батыгина. Батыгин развернул социологическую агитацию.
Сожженная рукопись Н.В. Гоголя: "Как Батыгин и Девятко посорили качественную и количественную социологию"
Советы методолога: Семь раз отмерь респондентов по Гуттману, один раз по Лайкерту. Резать не надо!
По мотивам Даниила Хармса. Социологические анекдоты.
Пришел как-то Конт к Батыгину домой. Долго думали они над формулировкой принципов позитивизма.
Сказал как-то Батыгин Дюркгейму: "Ну что, брат, Эмиль?"
Переоделся как-то Батыгин в Маркса и поехал к Энгельсу в Манчестерскую мануфактуру за грантом. Скоро по Европе стал бродить призрак количественной социологии, распространяющий томики в синей обложке.
Однажды Батыгин написал письмо Полу Лазарсфельду. "Дорогой далекий друг, - писал он, - я Вас не знаю, и Вы меня не знаете. Очень хотелось бы познакомиться. Всего хорошего. Гена". Когда письмо принесли, Пол предавался самосозерцанию. Так погрузился, хоть режь его. Жена толкала, толкала, письмо подсовывала - не видит. Он, правда, по-русски читать не умел. Так и не познакомились.
Однажды Джордж Герберт Мид написал монографию. Социологическую. Про одного человека, который направлял и контролировал формирование у публики впечатлений о себе. Главным предметом исследования стал Владимир Владимирович (намек на Президента). И вот он с помощью PR-щиков играет спектакль перед гражданами своей страны, заставляя их поверить, что персонаж, который они видят перед собой, действительно обладает демонстрируемыми качествами. Мид назвал книгу "Представление себя другим в повседневной жизни". Подписался: "Батыгин." И отнес Дюркгейму, чтобы напечатать в журнале. Дюркгейм был человек робкий. Он прочитал рукопись и покрылся холодным потом. Решил скорее ее отредактировать. И отредактировал. Место действия перенес в Чикаго. Российский народ заменил абстрактными индивидами. Вместо PR-щиков у него стали молоденькие американские девушки из среднего класса, и не они обижают индивидов, а они их. Зачеркнул "Батыгин" и написал "Ирвинг Гофман". Поскорее отправил рукопись в редакцию, отер холодный пот со лба и лег спать. Вдруг среди сладкого сна его пронзила кошмарная мысль. Название. Название-то он не изменил! Тут же, почти не одеваясь, он уехал в Беркли.
Новости науки
Открытым остается вопрос: "Кто же такой Батыгин?" (из диссертации Д. Рогозина)
"Батыгин?!" - это первая реплика, произнесенная 650 тыс. лет назад хомо-социологом (из статьи С.В. Чеснокова).
И. Климов сообщает: По результатам опроса ФОМ на вопрос "Кто же такой Батыгин?" 51% россиян-социологов ответило, что Батыгин это наше все. 18% считает, что Батыгин это науке-хорошо-известный летающий субъект (НЛС). 15% с негодованием отметили, что Батыгин это все ихнее. 11% заявили, что видели бы они его в третьем мире. 5% затруднилось с ответом.
После сложных подсчетов количества транспортно-пешеходных и телефонно-электронных коммуникаций, анализа биографическо-библиографических индексов цитирования, числа статей на один трудодень, числа учеников и успешно защитившихся аспирантов, с помощью теории графов было показано, что самой сетевой личностью российской социологии является Г.С. Бытыгин (по результатам исследования Г. Градосельской)
Антоша Чехонте: Дополнительные вопросы к Всероссийской переписи населения
16) Умный вы человек или дурень?
17) Вы честный человек? мошенник? разбойник? каналья? адвокат? гаишник или?
18) Какой фельетонист вам более по душе? Юрий Проханов? Максим Соловьев? Михаил Леонтьев? Будберг из "МК" или?
19) Иосиф вы или Калигула? Сусанна или Нана?
20) Жена ваша блондинка? брюнетка? шатенка? рыжая?
21) Бьет вас жена или нет? Вы бьете ее или нет?
22) Сколько вы весили килограмм, когда вам было десять лет?
23) Горячие напитки употребляете? да или нет?
24) О чем вы думали в ночь переписи?
25) Элизабет Тейлор видели? нет?
По мотивам Антоши Чехонте. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 1. М., "Наука", 1983.
Антон Чехов. Задачи сумасшедшего математика
1) За мной гнались 30 собак, из которых 7 были белые, 8 серые, а остальные черные. Спрашивается, за какую ногу укусили меня собаки, за правую или левую?
2) Автолимед родился в 223 году, а умер после того, как прожил 84 года. Половину жизни провел он в путешествиях, треть жизни потратил на удовольствия. Сколько стоит килограмм гвоздей, и был ли женат Автолимед?
3) Под Новый год из фойе Большого театра было выведено 200 человек за драку. Если дравшихся было двести, то сколько было бранившихся, пьяных, слегка пьяных и желавших, но не находивших случая подраться?
4) Что получается по сложении сих чисел?
5) Английский язык имеет 137856738 слов, французский в 0,7 раз больше. Англичане сошлись с французами и соединили оба языка воедино. Спрашивается, что стоит третий попугай и сколько понадобилось времени, чтобы покорить сии народы?
6) В среду 17-го июня 2001 года в 3 часа ночи должен был выйти со станции А поезд железной дороги, с тем, чтобы в 11 час. вечера прибыть па станцию В; но при самом отправлении поезда получено было приказание, чтобы поезд прибыл на станцию В в 7 часов вечера. Кто продолжительнее любит, мужчина или женщина?
7) Моей теще 75 лет, а жене 42. Который час?
По мотивам Антоши Чехонте (1882 г.) Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 1. М., "Наука", 1983
Designed and printed by V.O. & N.D.
Воспоминания
Новые публикации:
- Б. Докторов. Сделанное Геннадием Батыгиным будет долго жить в Российской социологии (к 10-летию со дня смерти).
- Л. А. Козлова. Ремесло Геннадия Батыгина. Из материалов журнала "Телескоп" - "К 60-летию со дня рождения Батыгина Геннадия Семеновича" (публикуется с разрешения автора).
- Эксперт. Знаток. Человек. К 60-летию со дня рождения Геннадия Батыгина. «Полит.ру», 19 февраля 2011 г. Подборка воспоминаний его учеников, коллег и друзей: А. Никулина, А. Артамонова, А. Бобрецовой, Р. Бумагина, В. Виноградского, Е. Головахи, И. Низгораева, И. Троцук.